Подзаголовок сайта
На автобусных шасси КАМАЗ применяется однопроводная схема подключения потребителей. Отрицательный вывод источников электроснабжения и части потребителей выведен на массу автобуса Нефаз, которая выполняет функцию второго провода.
Применяемые элктропровода низкого напряжения марки ПГВА имеют различные сечения (от 1 до 50 мм2), выбор которых определяется мощностью потребителей, механической прочностью и допустимыми падениями напряжения в цепи. Для соединения массы кузова автобуса с каркасом шасси используется плетеный автомобильный провод марки АМГ16.
Для соединения проводов между собой, а также для подсоединения к приборам системы электрооборудования провода армированы штекерами. Штекеры в соединениях пучков проводов установлены в колодках и защищены от коррозии и механических повреждений резиновыми защитными чехлами. При монтаже электропроводки на штекеры наносится антикоррозийная смазка.
Надо внимательно проверять надежность штекерных соединений, не допускать излома фиксирующего язычка колодочных штекеров. При установке штекеров в колодки соблюдать соответствие расцветок соединяемых друг с другом проводов.
Техническое обслуживание
При техническом обслуживании ТО-2 проверить состояние электропроводки (надежность закрепления проводов скобами, отсутствие провисания, потертостей).
При отказе в работе потребителей следует проверить падение напряжения в цепях электроснабжения, замеряя вольтметром величину напряжения на «+» вольтметра и у потребителя. Разность напряжений является величиной падения напряжения в проверяемой цепи. Падение напряжения сравнить с допустимым, указанным в Таблице 34.
Таблица 34 — Допустимое падение напряжения
Потребитель |
Максимально допустимое падение |
Задние указатели поворота |
2,5 |
Задние габаритные огни |
2,5 |
Сигнал торможения |
3,5 |
Стартер (измеряется по перемычке) |
0,2 В на 100 А силы тока стартера |
Падение напряжения в штекерном соединении измеряется непосредственно в месте обжимки милливольтметром класса точности не ниже 1,0. Полученные значения должны соответствовать значениям, указанным в Таблице 35.
Таблица 35 — Допустимое падение напряжения в штекерных соединениях
Сечение провода, мм2 |
Допустимое падение напряжения, мВ |
При силе тока, А |
1 |
20 |
10 |
1,5 |
30 |
15 |
2,5 |
20 |
30 |
4,0 |
30 |
50 |
6,0 |
20 |
50 |
Возможные неисправности электропроводки и способы их устранения
Основные неисправности электропроводки — нарушение контакта в штекерных соединениях. Устранение неисправностей можно осуществлять только после определения по внешним признакам неисправной цепи. При отыскании неисправности нужно руководствоваться схемой, придерживаясь определенной последовательности, начиная с проверки соответствующего предохранителя.
При проверке группового предохранителя потребители, питающиеся через предохранитель, следует включать поочередно. Для экономии времени неисправность цепи можно искать включая параллельно работающие потребители.
При срабатывании предохранителя от короткого замыкания надо отключить цепь потребителя, защищаемую этим предохранителем, найти и устранить неисправность, вызвавшую короткое замыкание, затем заменить плавкую вставку 8 А в блоке ПР 112.
Место обрыва провода или цепи можно определить их шунтированием: подсоединить дополнительный провод одним концом к плюсовому выводу неработающего потребителя, второй конец подсоединять к разъемам цепи, двигаясь по направлению к источникам тока; неисправным будет тот участок, параллельно которому включен дополнительный провод, если при этом потребитель будет работать. Если при шунтировании всего участка цепи потребитель не работает, проверить надежность соединения его с массой автобуса.
Короткое замыкание на массу возможно в местах крепления проводов скобами, у острых металлических кромок, а также около неизолированных наконечников проводов. При срабатывании предохранителя место короткого замыкания определяется в цепи от предохранителя к потребителю.
При обрыве проводов необходимо сращивать их, скручивая, а затем, спаивая жилы проводов, или заменить их новыми соответствующего сечения и длины; затем изолировать провода изоляционными трубками или изоляционной лентой.
Для защиты проводов и потребителей от чрезмерно большой силы тока, возникающей при коротких замыканиях, на автобусных шасси КАМАЗ применяются два типа термобиметаллических предохранителей:
- предохранители с автоматическим включением (вибрационные);
- предохранители с принудительным кнопочным включением.
Предупреждение. Нельзя принудительно удерживать кнопку включения предохранителя при коротком замыкании, т. к. это приводит к перегреву и потере пружинящих свойств биметаллической пластины и оплавлению изоляции проводов.