Подзаголовок сайта
Коробка передач мод. КАМАЗ-141 (мод. КАМАЗ-142) состоит из следующих основных сборочных единиц: картера 34 (см. Рисунок 113 — Коробка передач (продольный разрез)) коробки передач, в котором смонтированы первичный 3, вторичный 35 и промежуточный 33 валы в сборе с зубчатыми колесами, синхронизаторами и подшипниками, блока зубчатых колес заднего хода, верхней крышки 13 коробки с механизмом переключения передач в сборе.
Рисунок 113 — Коробка передач (продольный разрез)
1 — вилка выключения
сцепления; 2 — вал вилки; 3 — первичный вал; 4 — муфта выключения сцепления; 5 —
шланг; 6 — крышка заднего подшипника первичного вала; 7, 14, 17, 26, 28 — болты;
8, 12, 15, 16, 29, 31, 36 — прокладки; 9 — рычаг переключения передач; 10 —
опора рычага переключения передач; 11 — регулировочный болт; 13 — верхняя
крышка; 18 — задний шариковый подшипник; 19 — червячное колесо привода датчика
спидометра; 20 — фланец крепления карданного вала; 21 — гайка крепления фланца;
22 — крышка заднего подшипника вторичного вала; 23 — зубчатое колесо привода
датчика спидометра; 24 — крышка подшипника; 25 — шайба; 27 — сферический
роликовый подшипник; 30 — стакан подшипника; 32 — пробка сливного отверстия; 33
— промежуточный вал; 34 — картер коробки передач; 35 — вторичный вал; 37 —
крышка переднего подшипника промежуточного вала; 38 — картер сцепления
Рисунок 114 —
Коробка передач (вид сзади)
1 — сапун; 2, 7 — масленки; 3 — указатель уровня
масла с пробкой в сборе; 4 — прокладка; 5 — рычаг вала вилки выключения
сцепления; 6 — пробка магнитная сливного отверстия; 8 — игольчатый подшипник; 9
— блок зубчатых колес заднего хода; 10 — втулка промежуточная; 11 — шайба; 12 —
ось блока зубчатых колес заднего хода; 13 — стопорная шайба; 14 — болт
К переднему торцу картера коробки передач прикреплен картер 38 сцепления. Подшипники валов закрыты крышками с уплотнительными прокладками.
Крышка 6 заднего подшипника первичного вала внутренней расточкой центрируется по наружной обойме подшипника; поверхность крышки, обработанная по внешнему диаметру, является центрирующей поверхностью для картера сцепления.
Во внутреннюю полость крышки вставлены две манжеты. Рабочие кромки манжет имеют правую насечку. Внутренняя полость большого диаметра предназначена для размещения в ней маслонагнетающего устройства; спиральные лопатки на торце этой полости препятствуют раскручиванию масла в полости нагнетания маслонагнетающим кольцом, уменьшая тем самым центробежные силы, а значит, способствуют повышению избыточного давления масла в полости нагнетания. В верхней части крышки имеется отверстие для подвода масла из маслонакопителя коробки передач в полость нагнетания.
Крышка 22 заднего подшипника вторичного вала прикреплена к заднему торцу картера коробки передач, центрируется по наружной обойме заднего подшипника 18 вторичного вала. В задней части крышки установлена манжета с пылесборником, на рабочей кромке которой имеется левая насечка. В крышке заднего подшипника вторичного вала установлены зубчатые колеса привода датчика спидометра (см. рисунок). Полость А крышки должна быть заполнена смазкой ЦИАТИМ.
Рисунок 110 —
Установка зубчатых колес привода датчика спидометра
1 — крышка заднего
подшипника вторичного вала; 2 — ведомое зубчатое колесо привода датчика
спидометра; 3 — ведущее зубчатое колесо привода датчика спидометра; 4, 6 —
валики зубчатых колес; 5 — фланец датчика спидометра; А — полость
Фланец 20 крепления карданного вала может выполняться в двух вариантах — круглым, либо с торцовыми шлицами (см. Рисунок 113 — Коробка передач (продольный разрез)).
В опоре 10 рычага переключения передач возможна установка датчика типа ВК-403 включения нейтральной передачи в коробке.
В приливах правой стенки коробки передач выполнена расточка, в которую запрессована ось 12 (Рисунок 114 — Коробка передач (вид сзади)) блока зубчатых колес заднего хода.
От выпадания ось предохраняется стопорной шайбой 13, привернутой болтом 14, имеющим отверстие, в которое вставлен пластмассовый штифт. Штифт уплотняет резьбовое соединение от вытекания смазочного материала.
В нижней части картера в бобышках ввернуты пробки 6 и 32 (см. Рисунок 113 — Коробка передач (продольный разрез)) сливных отверстий; в пробку 6 (см. Рисунок 114 — Коробка передач (вид сзади)) вмонтирован магнит, который улавливает металлические частицы, находящиеся в масле.
Во внутренней полости картера, в передней части левой стенки, примыкающей к переднему торцу картера, отлит маслонакопитель, куда при вращении зубчатых колес забрасывается масло, которое затем через отверстие в передней стенке картера поступает в полость крышки ведущего вала и на маслонагнетающее кольцо. Зубчатые колеса коробки передач скомплектованы попарно с сопрягаемыми зубчатыми колесами по пятну контакта.
Размеры деталей коробки передач мод. КАМАЗ-141, -142 и допустимый износ, мм
Наименование параметра |
номинальный |
допустимый |
Картер коробки передач | ||
Диаметр отверстия под подшипник: |
150,000-150,040 |
150,055 |
Диаметр отверстия под стакан заднего подшипника промежуточного вала |
120,000-120,035 |
120,050 |
Диаметр отверстия под задний конец оси блока зубчатых колес заднего хода |
32,000-32,027 |
32,027 |
Первичный вал | ||
Диаметр шейки под передний подшипник |
24,992-24,978 |
24,960 |
Диаметр шейки под задний подшипник |
59,990-60,010 |
59,985 |
Диаметр отверстия под передний подшипник вторичного вала |
77,500-77,520 |
77,53 |
Вторичный вал | ||
Диаметр шейки под передний подшипник |
40,003-40,020 |
39,998 |
Диаметр шейки под втулку зубчатого колеса четвертой передачи |
63,010-63,030 |
63,005 |
Диаметр шеек под роликовые подшипники зубчатых колес второй и третьей передач |
80,977-81,000 |
80,957 |
Диаметр шейки под втулку зубчатого колеса заднего хода |
70,990-71,010 |
70,985 |
Толщина упорной шайбы зубчатого колеса четвертой передачи |
6,962-6,987 |
6,935 |
Наружный диаметр втулки зубчатого колеса четвертой передачи |
72,168-72,188 |
72,148 |
Наружный диаметр втулок зубчатых колес первой и передачи з/хода |
80,977-81,000 |
80,957 |
Толщина упорной шайбы зубчатого колеса первой передачи |
4,920-5,000 |
4,870 |
Внутренний диаметр отверстия зубчатого колеса четвертой передачи |
83,236-83,271 |
83,291 |
Диаметр шейки под втулку зубчатого колеса заднего хода |
70,990-71,010 |
70,985 |
Диаметр шейки под задний подшипник |
59,990-60,010 |
59,985 |
Ширина паза каретки синхронизатора второй и третьей передач под сухари вилки переключения |
11,200-11,320 |
11,450 |
Ширина паза муфты включения первой передачи и передачи заднего хода под втулку переключения |
15,200-15,320 |
15,500 |
Промежуточный вал | ||
Диаметр шейки под передний подшипник |
65,003-65,023 |
64,992 |
Диаметр шейки под задний подшипник |
49,992-50,008 |
49,984 |
Наружный диаметр стакана заднего подшипника |
119,988-120,012 |
119,978 |
Диаметр шейки под зубчатые колеса: |
70,045-70,065 |
70,035 |
Внутренний диаметр зубчатого колеса: |
70,000-70,030 |
70,035 |
Внутренний диаметр отверстия стакана под задний подшипник |
110,000-110,035 |
110,070 |
Блок зубчатых колес | ||
Внутренний диаметр отверстия блока зубчатых колес |
52,012-52,042 |
52,050 |
Диаметр переднего конца оси блока зубчатых колес |
25,978-25,992 |
25,968 |
Диаметр заднего конца оси блока зубчатых колес |
32,018-32,035 |
32,008 |
Диаметр шеек оси блока зубчатых колес под игольчатые подшипники |
31,983-32,000 |
31,965 |
Толщина упорной шайбы блока зубчатых колес |
4,952-5,000 |
4,900 |
Механизм переключения передач | ||
Диаметры отверстий верхней крышки коробки передач под штоки вилок переключения передач |
22,140-22,280 |
22,350 |
Диаметры отверстий вилок переключения передач под штоки |
22,008-22,030 |
22,050 |
Диаметры отверстий вилок переключения передач под сухари |
13,500-13,519 |
13,530 |
Диаметр посадочной шейки сухаря вилок переключения четвертой и пятой, второй и третьей передач |
13,482-13,494 |
13,482 |
Диаметры отверстий вилок переключения передач под сухари |
13,500-13,519 |
13,530 |
Диаметр посадочной шейки сухаря вилок переключения четвертой и пятой, второй и третьей передач |
13,482-13,494 |
13,482 |
Ширина канавки сухаря вилки переключения четвертой и пятой передач под каретку синхронизатора |
13,440-13,560 |
13,760 |
Толщина выступа сухаря вилки переключения второй и третьей передач под канавку каретки синхронизатора |
10,640-10,760 |
10,34 |
Толщина лапок вилки переключения первой передачи и заднего хода |
14,640-14,760 |
14,520 |
Диаметр штоков вилок переключения |
21,955-22,000 |
21,920 |
Диаметр отверстия головки вилки переключения передач под шток |
22,020-22,050 |
22,070 |
Толщина лапок вилки переключения первой передачи и заднего хода |
14,640-14,760 |
14,520 |
Диаметр штоков вилок переключения |
21,955-22,000 |
21,920 |
Диаметр отверстия головки вилки переключения передач под шток |
22,020-22,050 |
22,070 |
Привод датчика спидометра | ||
Диаметр цапфы зубчатого колеса привода |
7,945-7,985 |
7,910 |
Диаметр шейки зубчатого колеса привода |
9,985-10,000 |
9,950 |
Ширина торца фланца преобразователя спидометра |
3,840-4,000 |
3,800 |
Диаметр валика привода датчика спидометра |
9,945-9,985 |
9,930 |