Подзаголовок сайта
Отопление салона автобуса Нефаз и место водителя осуществляется жидкостной системой отопления, использующей тепло системы охлаждения двигателя и (или) жидкостного подогревателя, а также фронтальным и салонными отопителями (совместно).
Жидкостной подогреватель и циркуляционный насос (см. раздел «Двигатель») предназначены для эффективного отопления кабины и салона автобуса, в том числе и на стоянке при неработающем двигателе, а также для предпускового разогрева и поддержания теплового состояния двигателя. Жидкостной подогреватель работает только в комплексе с циркуляционным насосом. Циркуляционный насос может работать автономно (без включения подогревателя), например, для ускоренного отвода тепла от двигателя или лучшей циркуляции охлаждающей жидкости в системе отопления автобуса. Циркуляция жидкости при неработающем двигателе осуществляется циркуляционным насосом подогревателя, а при работающем двигателе — циркуляционным насосом и водяным насосом двигателя. При заполнении системы жидкостью и сливе ее из системы необходимо открыть воздушные клапаны, расположенные на отопителях салона.
На автобусе может быть установлен жидкостной подогреватель мод. 141.8106-02 (или мод. 143.8106, или мод. DBW-300 ф. «Webasto») и циркуляционный насос мод. 34.3730 (или мод. U 4814 ф. «Webasto»). Питание жидкостного подогревателя и циркуляционного насоса топливом и электроэнергией осуществляется от источников автобуса. Система охлаждения двигателя и система отопления должны быть заполнены охлаждающей жидкостью.
Клавишей на щитке приборов в кабине водителя включают одновременно жидкостной подогреватель и циркуляционный насос. Дальнейшей работой подогревателя и насоса автоматически управляет электронный блок управления (см. раздел «Система облегчения пуска холодного двигателя»).
Внимание: Не допускается заправка системы охлаждения и отопления автобусов НЕФАЗ охлаждающих жидкостей разных марок и производителей, а также жидкости, не соответствующей химмотологической карте (см. Приложение А), для определения коррозии элементов системы.
При каждом ТО-1 и ТО-2 проверяйте плотность жидкости и производите контроль проб ОЖ из системы отопления на соответсвие требованиям ТУ (по щелочности и водородному показателю) с отметкой в сервисной книжке. При несоответствии — замените ОЖ.
При несоблюдении указанных требований, претензии по выходу из строя из-за коррозии элементов системы отопления заводом-изготовителем автобусов рассматриваться не будут.
Примечание. Копии паспортов с описанием устройства и обслуживания отопителей моделей А1-205.241.251 и А2-21.243.252.314, предназначенных для отопления места водителя и пассажирского салона, приведены в Приложении Q.
Отопление салона автобуса производится от системы охлаждения двигателя. В систему охлаждения двигателя (см. Рисунок 216 — Схемы работы системы отопления и разогрева двигателя на городских автобусах (с тремя СО), на пригородных (с четырьмя СО) и на междугородных (с шестью СО) и Рисунок 217 — Схема установки демпфера и воздухоотделителя в системе отопления салона автобуса) входят: жидкостной подогреватель, трубопроводы, насос, демпфер, воздухоотделитель, кран слива, клапаны выпуска воздуха, краны № 1, № 2 и № 3, представленные на упомянутых схемах. Стрелками указывается направление циркуляции жидкости в системе.
Рисунок 216 — Схемы
работы системы отопления и разогрева двигателя на городских автобусах (с тремя
СО), на пригородных (с четырьмя СО) и на междугородных (с шестью СО)
ПЖД —
подогреватель; ФО — фронтальный отопитель; СО — салонные отопители; Н — насос
ПЖД; Kp1 - Кр3 — краны системы; М — электродвигатели; ВО — воздухоотделитель; Д
— демпфер; К — клапаны выпуска воздуха; КС — кран слива ОЖ; РБ — расширительный
бачок
Рисунок 217 — Схема установки демпфера и воздухоотделителя в системе
отопления салона автобуса
1 — демпфер; 2 — воздухоотделитель; 3 — кран Кр.2
(красный); 4 — кран Кр.1 (синий); 5 — кран Кр.3 (черный); 6 — кран слива ОЖ
(КС); I — к отопителям салона; II — отвод из отопителя; III — подвод жидкости из
системы; IV — выход воздуха из системы в расширительный бачок двигателя; V —
отвод к водяному насосу; VI — подвод из подогревателя; VII — отвод нагретой
жидкости в двигатель
Система отопления работает следующим образом:
- для ускоренного обогрева двигателя без отопления салона — открыть кран № 1 и закрыть краны № 2 и № 3;
- при отоплении салона от двигателя и подогревателя — закрыть кран № 1 и открыть краны № 2 и № 3;
- при отоплении салона от двигателя, без включения подогревателя — закрыть кран № 1 и открыть краны № 2 и № 3;
- при эксплуатации автобуса в летнее время — открыть кран № 1 и закрыть краны № 2 и № 3;
- запрещенный режим работы системы — открыть кран № 2 и закрыть краны № 1 и № 3.
Система отопления, обогревающая рабочее место водителя, состоит из крана проходного, трубопроводов и фронтального отопителя мод. А2-21.243.252.314 (Паспорт А2-01Н.000.000 ПС).
Отопитель автомобильный состоит из двух основных блоков: нагревательного и вентиляторного.
Нагревательный блок состоит из двойного алюминиевого радиатора и корпуса. На корпусе выполнены шесть выпускных патрубков 4 (Рисунок 218 — Регулирование забора воздуха) диаметром 72 мм.
Рисунок
218 — Регулирование забора воздуха
1 — бампер автобуса; 2 — жалюзийная
заслонка; 3 — нагревательный и вентиляторный блоки отопителя; 4 — выпускные
патрубки; 5 — рычаг регулирования жалюзийной заслонки
В вентиляторный блок входит два радиальных вентилятора, крышка и механизм регулирования забора воздуха. Для удаления пузырьков воздуха в системе отопления имеются клапаны выпуска воздуха и центробежный воздухоотделитель (на Рисунке 216 — Схемы работы системы отопления и разогрева двигателя на городских автобусах (с тремя СО), на пригородных (с четырьмя СО) и на междугородных (с шестью СО) стрелкой показано направление циркуляции рабочей жидкости).
Демпфер предусмотрен для сглаживания скачков давления рабочей жидкости в системе отопления.
Конструкция отопителя позволяет осуществлять забор воздуха снаружи автобуса или с кабины водителя, за счет регулирования жалюзийной заслонкой 2 (см. Рисунок 218 — Регулирование забора воздуха), находящейся на радиаторе фронтального отопителя.
Рычаг 5 регулирует положение жалюзийной заслонки тросовым соединением. При воздействии на рычаг 5 вверх, жалюзийная заслонка вращается по оси, своим перемещением открывает поступление воздуха снаружи автобуса (режим рециркуляции).
Подогретый во фронтальном отопителе воздух направляется через систему воздушных каналов в коробку воздухопритока (на панели приборов водителя), а от нее через воздуходувные отверстия на лобовое стекло и в нишу, к ногам водителя и переднюю створку дверей. В обратном положении заслонки, забор подогретого воздуха в систему отопления производится из кабины водителя. Ход жалюзийной заслонки составляет 55 мм.
Система отопления, обогревающая салон автобуса, состоит из трубопроводов и трех двухрежимных отопителей, расположенных внутри подиумов арок колес. Отопители салона - радиаторного типа с принудительной подачей воздуха электровентиляторами через радиаторы. Такой же отопитель установлен в кабине под сиденьем водителя. Отопители соединены параллельно между собой и подключены к системе охлаждения двигателя.
Для удаления пузырьков воздуха в трубопроводах системы отопления в салоне за перегородкой водителя имеются клапаны выпуска воздуха.
В системе отопления салона автобуса предусмотрена установка центробежного воздухоотделителя 2 (см. Рисунок 217 — Схема установки демпфера и воздухоотделителя в системе отопления салона автобуса) — для удаления воздуха из системы, и установка демпфера 1 — для исключения гидравлических ударов в системе (для сглаживания скачков давления рабочей жидкости в системе).
Внимание. Во избежание гидравлического удара категорически запрещается переключение кранов системы отопления при работающем двигателе.
Вентиляция автобуса может осуществляться естественным и принудительным способом. Естественная вентиляция автобуса осуществляется за счет воздухозаборников, расположенных в передней части под ветровым стеклом, аварийно-вентиляционных люков в крыше и через форточки в боковых окнах. Принудительная вентиляция производится четырьмя потолочными электровентиляторами (устанавливаются по отдельному заказу) и поворотным электровентилятором, установленным в кабинете водителя.
Вентиляция рабочего места водителя осуществляется через подвижное стекло бокового окна. Интенсивность вентиляции может быть повышена включением вентилятора фронтального отопителя в режиме рециркуляции (см. выше).
Вентиляция салона осуществляется через форточки в боковых окнах и аварийные вентиляционные люки в крыше автобуса.