Подзаголовок сайта
Техническое обслуживание контрольно-измерительных приборов
При ежедневном техническом обслуживании перед выездом из парка проверить работоспособность спидометра (тахографа) и тахометра по показаниям стрелки указателя и счетчика пройденного пути.
При техническом обслуживании ТО-2 проверить состояние и надежность крепления сигнализаторов включения межколесной блокировки моста и сигнала торможения.
Ремонт контрольно-измерительных приборов
Для контрольной проверки спидометра, тахографа (в случае необходимости ремонт тахографа производить в специализированной мастерской фирмы «Kienzle») и тахометра необходимо иметь установку, с помощью которой можно получать различные фиксированные значения частоты вращения на валах изделий, проверяемого и контрольного.
При проверке преобразователей контрольный приемник спидометра нужно подключать поочередно с проверяемым и контрольным преобразователем.
Оценка погрешности проверяемого прибора производится методом сравнения двух полученных показаний.
При проверке приемника спидометра необходимо иметь контрольный датчик. Проверку проводить также методом сравнения.
Электроснабжение проверяемых и контрольных изделий осуществляется от источника питания в соответствии со схемой подключения на автобусе.
Наиболее простой установкой, на которой можно производить подобную проверку, является КТУ 1.
При проверке технического состояния вольтметра надо оценивать точность его показаний сравнением с показаниями контрольного вольтметра, который вместе с реостатом для регулировки силы тока нужно включить в цепь последовательно с проверяемым прибором. Провести проверку при прямом и обратном направлениях тока при значениях силы тока 10, 20 и 30 А.
Допустимая погрешность вольтметра 7 % от суммы конечных значений шкалы при температуре окружающего воздуха (20 ± 5) °С.
Указатели давления в смазочной системе двигателя необходимо проверять совместно с преобразователем указателя сравнением с показаниями контрольного манометра, устанавливая их в резервуар с регулируемым давлением и подключая электроснабжение аналогично схеме включения на автобусе.
Допустимая погрешность указателя (± 7) % от верхнего предела измерений в диапазоне рабочих давлений 0 - 686,5 кПа (0 - 7 кгс/см2) и (± 10) % — в диапазоне давлений свыше 686,5 кПа (7 кгс/см2) при температуре окружающего воздуха (20 ± 5) °С.
При проверке указателя с помощью реостата показания должны соответствовать данным таблицы.
Таблица 31 — Данные для проверки указателя давления масла
Контролируемые |
Сопротивление |
0 |
165 |
2 |
132 |
4 |
98 |
6 |
70 |
8 |
42 |
10 |
20 |
Проверку указателя и преобразователя указателя уровня топлива на точность показаний наиболее просто можно провести, постепенно заполняя бак топливом при помощи мерного сосуда и сравнивая показания прибора с действительным количеством топлива в баке.
Таблица 32 — Данные для проверки указателя уровня топлива
Проверяемые |
Сопротивление |
0 |
0 - 8 |
1/2 |
36,5 - 43,5 |
П |
78 - 95 |
Допустимая погрешность указателя вместе с преобразователем 7 % от вместимости бака при температуре окружающего воздуха (20 ± 5) °С. Если погрешность превышает допустимую, нужно определить, какой из приборов неисправен, заменяя преобразователь или указатель.
Если погрешность измерения превышает допустимую и направлена в одну и ту же сторону на всех проверяемых уровнях, отрегулировать, по возможности, преобразователь, подгибая рычаг поплавка.
Для проверки точности показаний указателя с реостатом, включаемым в цепь последовательно вместо преобразователя, надо пользоваться величинами сопротивлений, указанных в Таблице 31 и Таблице 32.
Проверку указателя и преобразователя указателя температуры охлаждающей жидкости следует проводить сравнением с показаниями ртутного термометра. Преобразователь вместе с термометром надо поместить в резервуар с водой, температуру которой постепенно увеличивать.
Подсоединить указатель к преобразователю в соответствии со схемой подключения, корпус преобразователя соединить с минусовым выводом батареи. Оценить точность показаний проверяемого прибора.
Величины сопротивления реостата, включенного в цепь вместо преобразователя, должны соответствовать значениям, указанным в таблице 33, при определенных показаниях указателя.
Таблица 33 — Данные для проверки указателя температуры охлаждающей жидкости
Отметки |
Сопротивление |
40 |
360 - 560 |
80 |
134 - 150 |
100 |
83 - 92 |
Допустимая погрешность показаний: (± 8) °С при температуре воды 40 °С и (± 5) °С при температуре воды (80 - 100) °С.
Проверка контрольно-измерительных приборов проводится также на контрольной установке типа Э 204 и аналогичных.
Для проверки обрыва в цепи указатель - преобразователь нужно отсоединить провод от преобразователя и подключить его последовательно с лампочкой мощностью 2 Вт к массе автобуса. Если провод оборван, то положение стрелки не изменится, а лампочка не горит. Если же провод не оборван, то стрелка указателя отклонится, а лампочка загорится.
Для проверки замыкания на массу провода, соединяющего преобразователь и указатель, следует отсоединить провод от преобразователя при включенном электроснабжении, и если стрелка не изменяет своего положения, то провод замкнут на массу, или отсоединить провод от зажима Д указателя, тогда в этом случае стрелка отклонится.