Подзаголовок сайта
Для ремонта коленчатого вала, блока и шатуна предусмотрено семь ремонтных размеров вкладышей (см. таблицы 14, 15).
Таблица 14 — Ремонтные вкладыши подшипников коленчатого вала
Обозначение |
Диаметр коренной |
Диаметр постели в |
7405.1005170 Р0 |
94,95 |
100 |
7405.1005170 Р1 |
94,5 |
100 |
7405.1005170 Р2* |
94 |
100 |
7405.1005170 Р3* |
95 |
100,5 |
7405.1005170 Р4* |
94,5 |
100,5 |
7405.1005170 Р5* |
94 |
100,5 |
7405.1005170 Р6* |
93,5 |
100 |
7405.1005170 Р7* |
93 |
100 |
* — для коленчатого вала 740.13-1005020 |
Таблица 15 — Ремонтные вкладыши нижней головки шатуна
Обозначение |
Диаметр шатунных шеек, мм |
Диаметр постели |
7405.1004058 Р0 |
79,95 |
85 |
7405.1004058 Р1 |
79,5 |
85 |
7405.1004058 Р2* |
79 |
85 |
7405.1004058 Р3* |
80 |
85,5 |
7405.1004058 Р4* |
79,5 |
85,5 |
7405.1004058 Р5* |
79 |
85,5 |
7405.1004058 Р6* |
78,5 |
85 |
7405.1004058 Р7* |
78 |
85 |
* — для коленчатого вала 740.13-1005020 |
Обозначение вкладышей соответствующей шейки, диаметр вала и диаметр постели в блоке или шатуне нанесены на тыльной стороне вкладыша.
Для снятия и разборки шатунно-поршневой группы:
- снимите головку цилиндра (см. раздел «Механизм газораспределения»);
- удалите нагар с верхнего пояса гильзы;
- снимите крышку нижней головки шатуна съемником (см. рисунок);
- извлеките поршень в сборе с шатуном из цилиндра;
- снимите поршневые кольца приспособлением И801.08.000 (см. рисунок);
- выньте стопорные кольца из бобышек поршня щипцами И801.23.000;
- нагрейте поршень в масляной ванне до температуры 80-100 °С;
- выньте поршневой палец.
Рисунок —
Снятие съемником крышки нижней головки шатуна
Рисунок 71 —
Снятие поршневых колец съемником И801.08.000
1 — поршень; 2 — кольцо; 3 —
съемник
При сборке и установке шатунно-поршневой группы:
- компрессионные кольца устанавливайте конической поверхностью (с клеймом Верх) к головке поршня;
- маслосъемные кольца устанавливайте так: сначала вставьте в канавку пружинный расширитель, затем наденьте маслосъемное кольцо таким образом, чтобы стык расширителя находился диаметрально противоположно замку кольца;
- смежные кольца направьте замками в противоположные стороны;
- поршень и шатун при сборке устанавливайте так, чтобы выточки А под клапаны в днище поршня и паз Б в шатуне под замковый ус вкладыша были на одной стороне (см. Рисунок 72 — Установка поршня с шатуном и кольцами в гильзу цилиндра);
- не запрессовывайте палец в холодный поршень;
- при установке поршня в цилиндр предварительно вставьте его в обойму И801.00.000 (см. Рисунок 72 — Установка поршня с шатуном и кольцами в гильзу цилиндра);
- индекс, выбитый на днище поршня, должен быть одинаковым с индексом, выбитым на торце гильзы, если не было замены поршня.
Рисунок 72 —
Установка поршня с шатуном и кольцами в гильзу цилиндра
1 — поршень; 2 —
обойма съемника И801.00.000; 3 — гильза цилиндра; А — выточки под клапаны; Б —
паз в шатуне
Выточки под клапаны на днище поршня сместите в сторону развала блока цилиндров. Клеймо спаренности из цифр на шатуне и крышке шатуна должны быть одинаковыми.
Для снятия коленчатого вала демонтируйте:
- шатунно-поршневую группу (см. выше);
- картер маховика (см. раздел «Блок цилиндров и привод агрегатов»);
- переднюю крышку блока в сборе (см. раздел «Система охлаждения»);
- масляный насос с маслозаборником в сборе;
- крышки коренных опор;
- снимите коленчатый вал подъемником или талями, зацепив латунными крюками за первую и четвертую шатунные шейки.
При установке коленчатого вала на двигатель:
- совместите метки на шестернях привода агрегатов;
- обеспечьте соответствие размеров вкладышей размерам шеек вала (см. таблицу 14);
- установите полукольца упорного подшипника так, чтобы стороны с канавками прилегали к упорным торцам вала (см. Рисунок 33 — Установка полуколец, вкладышей подшипников, манжеты и маховика коленчатого вала 740.30-1005020);
- проследите за совпадением номеров крышек коренных подшипников с порядковыми номерами опор на блоке цилиндров (см. рисунок — Установка крышек коренных опор) — номера начинаются от переднего торца;
- болты крепления крышек коренных подшипников и стяжные болты блока
затягивайте в такой последовательности:
1) очистите резьбу в отверстиях и на болтах и смажьте ее, избыток масла удалите;
2) установите по посадочным поверхностям плотно, без перекоса крышки коренных подшипников;
3) вверните болты M16 крепления крышек с установкой шайб 16×3, обеспечив момент затяжки 95-120 Н.м (9,6-12 кгс.м);
4) затяните окончательно болты крышек, обеспечив момент затяжки 275-295 Н.м (28-30 кгс.м);
5) вверните и затяните стяжные болты M16 блока, обеспечив момент затяжки 147-167 Н.м (15-17 кгс.м).
Рисунок —
Установка полуколец упорного подшипника коленчатого вала
Рисунок —
Установка крышек коренных опор
При затяжке болтов динамометрическим ключом сопротивление должно нарастать плавно, без рывков. Момент отсчитывайте при движении ключа.
По окончании затяжки коленчатый вал должен свободно проворачиваться от усилия руки, приложенного к установочным штифтам маховика, осевой зазор в упорном подшипнике должен быть не менее 0,05 мм.
Для разборки и сборки коленчатого вала:
- снимите передний и задний противовесы, а также ведущую шестерню коленчатого вала и шестерню привода масляного насоса съемником И801.01.000. Для снятия шестерни коленчатого вала и заднего противовеса лапы захватов 1 (см. Рисунок 73 — Снятие шестерни и заднего противовеса коленчатого вала съемником) заведите за край шестерни противовеса и зафиксируйте стопорами 5. Винт 3 через наконечник 2 уприте в торец коленчатого вала и, вращая рукоятку 6, вверните винт 3 в траверсу 4 до полного снятия шестерни.
Рисунок 73 —
Снятие шестерни и заднего противовеса коленчатого вала съемником
1 — захват;
2 — наконечник; 3 — винт; 4 — траверса; 5 — стопор; 6 — рукоятка
Для снятия шестерни привода масляного насоса и переднего противовеса коленчатого вала (см. Рисунок 74 — Снятие шестерни привода масляного насоса и переднего противовеса коленчатого вала съемником) на наконечник 3:
- установите наконечник 2 и снимите шестерню аналогично снятию шестерни коленчатого вала; выверните ввертыш;
- перед сборкой промойте вал и продуйте каналы сжатым воздухом.
Рисунок 74 —
Снятие шестерни привода масляного насоса и переднего противовеса коленчатого
вала съемником
1 — захват; 2, 3 — наконечники
Собирайте вал в обратной последовательности. Перед напрессовкой на коленчатый вал передний противовес, шестерню привода масляного насоса, задний противовес и ведущую шестерню коленчатого вала нагревайте до температуры 105 °С.