Подзаголовок сайта
Для снятия стартера необходимо:
- отключить аккумуляторные батареи;
- отсоединить провода, подходящие к тяговому реле стартера;
- отсоединить вывод массы от стартера, вывернув болт на корпусе стартера;
- отвернуть гайку и вывернуть три болта крепления стартера и снять стартер.
Для разборки стартера нужно: отвернуть гайки на крышке реле и корпусе стартера; снять перемычку между выводным болтом тягового реле и обмоткой возбуждения; отвернуть четыре гайки на крышке со стороны коллектора, крепящие траверсу; отогнуть замковые шайбы, вывернуть четыре болта и снять крышку со стороны коллектора; вывернуть винты, крепящие выводы обмотки и щетки к траверсе, и снять щетки; вывернуть два винта на регулировочном фланце и снять ось рычага; вывернуть четыре винта со стороны крышки привода и снять реле вместе с якорем; отогнуть замковые шайбы и вывернуть пять болтов; снять крышку со стороны привода, крышка привода снимается вместе с рычагом и приводом; снять упорную шайбу, достать из корпуса якорь стартера.
При сборке стартера надо заменить замковые шайбы и слегка смазать резиновые детали смазкой ЦИАТИМ-203 (ЦИАТИМ-221).
После сборки следует проверить стартер на герметичность, характеристику стартера (силу тока холостого хода, силу тока и напряжение при тормозном моменте 49,0 Н.м (5 кгс.м), напряжение включения реле, а также регулировку тягового реле стартера.
При сборке и регулировке стартера выемка регулировочного диска должна находиться не выше горизонтальной оси диска; крышку со стороны коллектора нужно установить ребром напротив выводного болта корпуса.
Проверка на герметичность. Привернуть к фланцу крышки со стороны привода через резиновую прокладку специальный уплотнительный кожух (Рисунок 201 — Уплотнительный кожух), создать внутри стартера избыточное давление воздуха 9,81 - 19,6 кПа (0,1 - 0,2 кгс/см2), опустить стартер с кожухом в пресную воду комнатной температуры так, чтобы все части стартера находились в воде, а уровень жидкости над стартером не превышал 50 мм.
Рисунок 201 —
Уплотнительный кожух
В начале испытаний нужно включить стартер три раза на холостом ходу в погруженном состоянии (по пять секунд каждое включение), затем в течение одной минуты следить за выделением пузырьков из стыков деталей стартера. Отсутствие систематического выделения пузырьков воздуха из одного и того же места свидетельствует о правильности сборки стартера и исправности резиновых уплотнителей. Допускается выделение пузырьков газа, возникающих на выводах в результате электролиза воды.
Испытания стартера в нагруженном режиме производить по схеме, аналогичной схеме проверки в режиме холостого хода, но необходимо учесть, что сила потребляемого тока в этом случае значительно больше (около 1000 А) и необходима замена шунта.
Для затормаживания вала якоря нагрузить его с помощью динамометрического приспособления (Рисунок 202 — Динамическое приспособление).
Рисунок 202 —
Динамическое приспособление
L — длина плеча, мм
Тормозной момент определить умножением регистрируемой величины нагрузки Н (кгс) на плечо L (м).
При электроснабжении от низковольтного агрегата напряжение на стартере можно постепенно повышать, увеличивая силу тока, потребляемого стартером, и повышая тормозной момент. Когда тормозной момент достигнет 49,0 Н.м (5 кгс.м), необходимо замерить силу тока.
Приборы и приспособления, применяемые для проверки стартеров в режиме холостого хода:
- приспособление для закрепления стартера;
- амперметр с шунтом на 150 А;
- аккумуляторные батареи 6СТ-190 — 2 шт.;
- провода ПГВА (сечением 50 мм2 — силовые; сечением не менее 1,5 мм2 — в цепи управления реле);
- выключатель стартера на 20 А;
- тахометр.
Приборы и приспособления, применяемые для проверки стартеров в тормозном режиме:
- приспособление для закрепления стартера;
- амперметр с шунтом на 1000 А;
- аккумуляторные батареи 6СТ-190 — 2 шт.;
- рычаг для закрепления зубчатого колеса привода;
- динамометр (ДПУ-0,01 или ДПУ-0,02);
- стойка для подвески динамометра;
- провода ПГВА;
- выключатель стартера на 20 А.
Можно проверить силу тока холостого хода и торможения на стенде мод. 532 М или аналогичном.
Несоответствие измеряемых величин техническим характеристикам стартера позволяет сделать выводы о следующих неисправностях:
при проверке в режиме холостого хода:
- сила тока больше, частота вращения якоря меньше допустимой. Причиной неисправности зачастую является перекос якоря при сборке, загрязнение или износ подшипников, отсутствие смазочного материала, ослабление крепления полюсов и задевание за якорь, межвитковое замыкание обмотки якоря;
- потребляемая сила тока допустимая, якорь стартера не вращается. Вероятная причина неисправности — замыкание на массу в обмотке якоря, обмотке возбуждения, контактных болтах тягового реле или изолированном щеткодержателе;
- сила потребляемого тока равна нулю, стартер не вращается. Это свидетельствует об обрыве в цепи стартера (в тяговом реле, в обмотке якоря или обмотке возбуждения);
- контакта (подгорание или загрязнение) в тяговом реле, щеточно-коллекторном устройстве;
при проверке в нагруженном режиме стартер не развивает необходимого момента. Это является следствием межвиткового замыкания обмотки возбуждения.
Проверку величины давления щеточных пружин следует выполнять при помощи динамометра следующим образом: под щетку подложить бумажную полоску, затем динамометром оттянуть щеточную пружину, одновременно слегка вытягивая из-под щетки бумажную полоску. В момент, когда щетка освободит полоску, динамометр покажет величину усилия щеточной пружины. Динамометр надо оттягивать в направлении оси щетки.
Ремонт стартера необходимо проводить в специализированной мастерской, имеющей соответствующее оборудование. После разборки все детали стартера нужно тщательно осмотреть с целью выявления возможных дефектов. Особенно внимательно следует проверять места крепления обмотки к выводам и места пайки к коллекторным пластинам.
Проверку технического состояния стартера нужно проводить по основным параметрам: оборотам холостого хода, силе потребляемого тока на холостом ходу, силе тока и напряжения в нагруженном режиме. Проверяемые параметры должны соответствовать технической характеристике.
При испытании в режиме холостого хода стартер не нагружен и его якорь свободно вращается. Потребление энергии вызвано только механическими и электрическими потерями в самом стартере. Электроснабжение стартера должно осуществляться от полностью заряженных батарей (см. Рисунок 203 — Схема электрическая проверки стартера).
Рисунок 203 —
Схема электрическая проверки стартера
В электрическую цепь между аккумуляторной батареей и выводом контактного болта установлен амперметр со сменными шунтами, применение которых обеспечит возможность измерения силы потребляемого тока как при проверке в режиме холостого хода, так и в нагруженном режиме.
Напряжение, приложенное к стартеру, надо измерять вольтметром, включенным между выводом контактного болта и массой батареи, сила потребляемого тока больше 130 A свидетельствует о неисправности стартера.
Проверка обмотки возбуждения. Изоляцию катушек обмотки возбуждения необходимо испытать на пробой мегаомметром или при подаче напряжения 220 В. Для этого один зажим электроснабжающей сети через контрольную лампу подсоединить к началу или концу обмотки (другой конец обмотки должен быть изолирован от корпуса), от второго зажима сети напряжение подать на корпус. Лампа при отсутствии замыкания на корпус не должна гореть. При проверке мегаомметром он должен показывать сопротивление не менее 10 кОМ.
Проверку изоляции обмоток можно проводить на стендах мод. 532.ППЯ.533.
Дефектные катушки возбуждения следует заменять в следующем порядке:
- отсоединить вывод катушки от контактного вывода;
- установить корпус стартера в зажимах и пресс-отверткой ослабить затяжку винтов крепления полюсных наконечников; вывернуть винты и снять полюсные наконечники;
- достать из корпуса стартера неисправные катушки возбуждения и установить на их место годные;
- поместить полюсные наконечники в соответствующие исправные катушки возбуждения и установить их в корпусе стартера так, чтобы отверстия в корпусе под винты совпали с резьбовыми отверстиями полюсных наконечников;
- во избежание самовыворачивания винтов промазать конусную поверхность под полюсные винты шпатлевкой;
- ввернуть винты в полюсные наконечники с усилием от руки. Затянуть винты крепления полюсных наконечников с моментом 21,6 - 30,9 Н.м (2,2 - 3,15 кгс.м);
- закрасить эмалью наружную поверхность полюсных винтов. Разрешается конусную поверхность под полюсные винты шпатлевкой не промазывать, но покрыть наружную поверхность винтов после окончательной затяжки эпоксидной грунт-шпатлевкой;
- соединить вывод катушек возбуждения с контактным выводом реле перемычкой.
Проверка якоря и коллектора. При обнаружении наружным осмотром признаков износа (выступание обмотки из пазов или увеличение диаметра у лобовых частей якоря) якорь следует заменить. Подгоревший коллектор надо зачистить или проточить. Чистота обработки коллектора при проточке должна обеспечить среднее арифметическое отклонение профиля Ra = l,25 мкм. Минимальный диаметр коллектора 53 мм. Проточку коллектора можно производить на станке мод. 2155.
Проверить индикатором биение поверхности железа якоря и коллектора относительно крайних шеек вала. Проверку целесообразно производить на призмах, а не в центрах. В этом случае будет получен более точный результат. Биение железа якоря не должно превышать 0,25 мм, а биение коллектора — 0,05 мм. Если биение вызвано погнутым валом, нужно выправить его на ручном прессе. В других случаях повышенное биение коллектора устранить проточкой.
Проверку наличия короткого замыкания на массу следует производить мегаомметром или при подаче напряжения от сети 220 В через контрольную лампу. В этом случае надо подать напряжение на любую пластину коллектора и поверхность железа якоря. При наличии короткого замыкания лампа загорается. При проверке мегаомметром он должен показывать сопротивление не менее 10 кОМ.
Проверку на межвитковое короткое замыкание можно производить на стендах моделей 533, Э202 и аналогичных.
Нарушение соединения концов секций обмотки с коллекторными пластинами необходимо устранить пайкой. При этом нужно следить за отсутствием токопроводящих мостиков припоя между коллекторными пластинами.