Подзаголовок сайта
Стартер предназначен для того, чтобы раскрутить коленчатый вал двигателя до определенной пусковой частоты вращения в момент запуска. С этой целью на двигателях используются стартеры мод. СТ142-Б1 (на двигателях с коленчатым валом 740.13-1005020) и СТ142-10 (на двигателях с коленчатым валом 740.30-1005020) с приводом, имеющим модуль зубьев 3,75.
Передаточное отношение между шестерней привода и венцом маховика — 11,3 (для мод. СТ142-Б1) и 12,5 (для мод. СТ142-10).
Стартер закреплен на картере маховика с левой стороны двигателя и представляет собой четырехполюсный электродвигатель постоянного тока с последовательным возбуждением с электромагнитным реле, принудительным включением и храповичной муфтой свободного хода.
Стартер включается поворотом ключа выключателя приборов и стартера по часовой стрелке во второе нефиксированное положение.
Механизм привода стартера имеет храповик. Зубчатое колесо привода входит в зацепление с венцом маховика принудительно с помощью электромагнитного тягового реле. Из зацепления зубчатый привод выходит при отключении реле после пуска двигателя.
Для предотвращения попадания масла, воды и грязи корпус электродвигателя и тяговое реле выполнены в герметичном исполнении. С этой целью разъемные соединения корпуса защищены резиновыми уплотнительными прокладками.
Электромагнитное тяговое реле со стороны выходного конца штока защищено гофрированным резиновым кожухом. Под выходные болты установлены резиновые шайбы. Корпус электродвигателя со стороны привода защищен резиновым сальником, установленным на промежуточной опоре. Корпус стартера, имеющий наружный диаметр 130 мм, изготовлен из стали.
К внутренней стенке корпуса при помощи винтов с потайными головками закреплены четыре полюса с катушками 19 (см. одноименный рисунок) обмотки возбуждения, намотанными медным проводом прямоугольного сечения.
Рисунок 197 —
Стартер СТ142-Б1
1 — крышка со стороны коллектора; 2, 14, 18 — подшипники; 3
— траверза; 4 — перемычка; 5 — контактный болт; 6 — крышка реле; 7 — контактный
диск; 8 — шток; 9 — корпус реле с катушкой; 10 — крышка со стороны привода; 11 —
ось рычага; 12 — привод; 13 — зубчатое колесо привода; 15 — шайба; 16 — втулка
привода; 17 — шайба; 19 — катушки; 20 — щетка; 21 — фланец оси рычага; виды
«А-А», «В» — увеличены
Межвитковая изоляция выполнена из электротехнической бумаги. Дополнительно катушки обмотаны хлопчатобумажной лентой и пропитаны специальным лаком.
Сердечник якоря набран из листов, выполненных из электротехнической стали. Для снижения вихревых токов пластины сердечника изолированы лаком. Обмотка якоря выполнена из медных шин прямоугольного сечения и уложена в специальные пазы сердечника. Для предотвращения разрушения обмотки якоря от воздействия центробежных сил при больших оборотах обмотки, предусмотрены специальные бандажи из стальной проволоки. Витки обмотки изолированы электротехническим картоном. Концы каждой секции уложены в прорези ламелей коллектора, изготовленных из меди, и соединены с ним сваркой.
К коллектору с помощью пружин прижимаются щетки, размещенные в щеткодержателях 20 на специальной траверсе 3. В каждом щеткодержателе установлено по две медно-графитные щетки. Траверса крепится четырьмя болтами к крышке. Вал якоря вращается в бронзо-графитных подшипниках 2, 14, 18, запрессованных в крышках и промежуточной опоре. В обеих крышках стартера и промежуточной опоре имеются масляные резервуары, в которых находятся фильцы, пропитанные турбинным маслом Т22 и закрытые герметичными заглушками. Обе крышки и промежуточная опора крепятся стяжными болтами к корпусу стартера. Для введения в зацепление шестерни привода 12 с венцом маховика применяется электромагнитное тяговое реле, состоящее из корпуса 9 реле, крышки 6, втягивающей и удерживающей обмоток, штока 8 с возвратной пружиной и контактного диска 7.
Тяговое реле размещается в верхней части стартера и крепится винтами к крышке корпуса со стороны привода. Обмотки реле намотаны на латунную втулку, причем, вначале намотана втягивающая, а затем — удерживающая. Сопротивление удерживающей обмотки больше, чем сопротивление втягивающей. Начала обеих обмоток соединены с выводом, закрепленным на пластмассовой крышке. Конец втягивающей обмотки соединен с выводным болтом, а конец удерживающей обмотки — с корпусом.
В начале включения стартера необходимо большое усилие для втягивания якоря, поэтому работают обе обмотки. В конце хода перемещения якоря, когда шестерня привода стартера войдет в зацепление с венцом маховика не менее чем на 2/3 длины зуба шестерни, диск замкнет между собой контактные болты и включит электродвигатель стартера. Одновременно контактный диск зашунтирует втягивающую обмотку тягового реле. При этом якорь удерживается во втянутом состоянии за счет удерживающей обмотки. Перемещение штока тягового реле передается на механизм привода через рычаг, поворачивающийся вокруг эксцентриковой оси 11, при помощи которой регулируется зазор между приводом 12 и упорной шайбой 15.
Стартер мод. СТ142-10 отличается от стартера мод. СТ142-Б1 размерами присоединительного фланца к картеру маховика.
Электрическая схема стартера показана на Рисунке 199 — Схема электрическая стартера.
Рисунок 199 —
Схема электрическая стартера
I — к выключателю стартера; II — к
аккумуляторной батарее
Предупреждение. Продолжительность непрерывной работы стартера не должна превышать 20 с. Повторно пускать стартер можно после (1 - 2) мин перерыва. Допустимое количество повторных пусков — не более трех.
Если двигатель при этом не пускается, необходимо проверить:
- исправность цепи электроснабжения стартера и стартер;
- исправность системы питания двигателя;
- степень заряженности и исправность аккумуляторных
батарей.