Подзаголовок сайта
При техническом обслуживании ТО-2 проверить плотность и чистоту контактных соединений, надежность крепления проводов к стартеру, затянуть гайки крепления проводов.
При сезонном техническом обслуживании (СТО) осенью снять стартер с двигателя, разобрать и проверить в следующем порядке:
- снять крышку со стороны коллектора;
- проверить состояние щеточно-коллекторного узла. Рабочая поверхность
коллектора не должна иметь следов подгорания. В случае загрязнения или
значительного подгорания поверхность нужно протереть ветошью и обезжирить.
Если грязь или подгорание не устраняются, зачистить коллектор стеклянной
шкуркой С100. Зачистку производить, охватывая поверхность коллектора полоской
стеклянной шкурки, вращая вал якоря. Если и при этом подгорание не будет
удалено, разобрать стартер и проточить коллектор на станке.
Щетки должны свободно, без заедания перемещаться в щеткодержателях. Замерить высоту щеток вдоль их оси, направленной по радиусу закругления.
Щетки, изношенные до высоты 13 мм или имеющие значительные сколы, следует заменить новыми, предварительно притерев их к коллектору. Направление усилия пружины должно совпадать с осью щеткодержателя; - проверить затяжку винтов крепления наконечников щеточных канатиков к щеткодержателям, при необходимости подтянуть. После этого продуть сжатым воздухом щеточно-коллекторный узел и установить крышку на место;
- демонтировать медную перемычку и снять крышку реле. Проверить состояние
контактной системы реле стартера. Очистить внутреннюю поверхность крышки.
Убедиться в свободной посадке контактного диска на штоке сердечника реле.
Осмотреть рабочую поверхность контактных болтов и диска. Если подгорание
контактных болтов незначительное, зачистить, сняв неровности, вызванные
подгоранием, не нарушая при этом параллельность контактной
поверхности.
Несовпадение плоскостей контактных болтов допускается не более 0,2 мм. Контактный диск при незначительном подгорании перевернуть. Для этого разогнуть скобу и снять изоляционную шайбу. При значительном износе диска и контактных болтов заменить их; - проверить надежность крепления реле к корпусу стартера и установить крышку реле на место;
- проверить регулировку реле стартера. Для этого вывод обмоток реле соединить с положительным выводом аккумуляторной батареи, а корпус стартера — с отрицательным. Для контроля замыкания контактов в цепь между положительным выводом аккумуляторной батареи и контактным болтом реле стартера (отсоединенным от положительного вывода батареи) включить лампу (24 В). Подать напряжение на реле стартера и замерить зазор между упорной шайбой на валу якоря и втулкой привода, который должен быть (0,5 - 1,5) мм (см. Рисунок 198 — Регулировка реле стартера). Контакты реле при этом замыкаются, и лампа загорается. Между втулкой привода и шайбой на валу якоря установить прокладку (см. Рисунок 200 — Прокладка) толщиной А = 6 мм.
Рисунок 198 —
Регулировка реле стартера
1 — зубчатое колесо привода; 2 — шайба; 3 — втулка
привода; 4 — вкладыш; 5 — прокладка
Рисунок 200 —
Прокладка
При подаче напряжения на реле стартера втулка привода должна упереться в прокладку, контакты реле при этом не должны замыкаться (лампа не горит). При упоре втулки привода в прокладку толщиной 2,5 мм, вставленную между втулкой и шайбой, контакты реле должны замыкаться.
Если лампа не загорится, отрегулировать стартер поворотом эксцентриковой оси рычага, на которой установлен регулировочный диск с шестью отверстиями. Вывернув два винта, крепящие регулировочный диск к крышке со стороны привода, повернуть его до совпадения с двумя другими резьбовыми отверстиями в крышке. Затем проверить регулировку реле стартера, как указано выше. При упоре в прокладку толщиной 2,5 мм контакты реле должны быть замкнуты.
Проверить, легко ли перемещается привод по валу якоря. При выключении реле привод должен возвращаться в исходное положение. Расстояние от зубчатого колеса привода до упорной шайбы должно быть не менее 27,5 мм.
В случае затрудненного перемещения привода очистить доступную часть вала от грязи и смазать смазкой ЦИАТИМ-203 (ЦИАТИМ-221). Если заедание не устраняется, следует проверить состояние шлицевой накатки привода и вала якоря, установку рычага и реле путем разборки соответствующих узлов, причину неисправности устранить;
- заменить смазку ЦИАТИМ-203 (ЦИАТИМ-221) шлицевой части вала и привода; снять пробки и добавить турбинное масло Т-22 (допускается применение моторного масла) в масляные полости крышек со стороны коллектора, привода и промежуточного подшипника, установить пробки на место;
- очистить привод от грязи и добавить смазочный материал, для чего задвинуть зубчатое колесо в привод, залить в корпус привода моторное масло и сделать пять - десять движений зубчатого колеса вдоль оси привода, после чего масло вылить. Указанную операцию повторить два - три раза, затем залить масло в корпус привода;
- осмотреть состояние резиновых деталей, при больших износах и разрывах детали заменить;
- добавить смазку ЦИАТИМ-203 (ЦИАТИМ-221) во внутреннюю полость манжеты;
- осмотреть состояние вкладышей в крышках со стороны коллектора и привода. В случае износа вкладышей (до размера 19,4 мм в крышке со стороны привода и 16,3 мм в крышке со стороны коллектора) вкладыш заменить.
Для этого выпрессовать изношенный вкладыш и запрессовать на его место новый, после запрессовки новый вкладыш расточить относительно посадочных диаметров крышки. Внутренний диаметр расточенного нового вкладыша должен быть (19,000 - 19,045) мм в крышке со стороны привода и (16,000 - 16,03) мм в крышке со стороны коллектора.
Обслуживание стартера (для автобусов с ГМП)
Один раз в год (при выполнении СТО, осенью) проверяется работа блокировки стартера, выполняется обслуживание стартера и проверка его на стенде.
Проверку блокировки стартера необходимо выполнять следующим образом:
- включить клавишу «N» на контроллере ГМП;
- включить «массу»;
- отсоединить от промежуточного реле стартера провод, подающий напряжение на тяговое реле стартера, и подсоединить к этой клемме контрольную лампу;
- повернуть ключ выключателя приборов и стартера на рулевой колонке в нефиксируемое положение «II». Контрольная лампа при этом должна загореться;
- нажать любую клавишу, кроме клавиши «N», на контроллере ГМП;
- повернуть ключ выключателя приборов и стартера в нефиксируемое положение «II». Контрольная лампа не должна загораться.
Проверить блокировку стартера для остальных клавиш на контроллере ГМП. Нажать клавишу «N». Поднять крышку мотоотсека. Повернуть ключ выключателя и стартера приборов в нефиксируемое положение «II». Контрольная лампа не должна загораться. Отсоединить контрольную лампу и установить на место провод, подающий напряжение на тяговое реле двигателя.